` «Франкенштейн»

Кто из нас не слышал о Франкенштейне? Кто из нас не видел фильмов, где присутствовал этот герой? Взять того же «Ван Хельсинга» или «Однажды в сказке». Я впервые узнала о том, что изначально это был роман английской писательницы Мэри Шелли, на 3-ем курсе, когда мы изучали романтизм на зарубежной литературе. С тех пор я хотела его прочесть, но добралась только сейчас...

Сюжет: Это страшная, пугающая история об ученом Викторе Франкенштейне, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и создать существо, которое окажется монстром, безобразным, жестоким и безумным. Это творчество дорого обойдется создателю — фактически монстр разрушит всю его жизнь...

Имя Франкенштейн прочно закрепилось с образом гиганта, чудовища, неудачного эксперимента ученого. На самом деле это не его имя, это имя самого ученого, который создал чудовище, — Виктор Франкенштейн. А вот теперь, после того, как я прочла этот роман, могу сказать, что путаница небеспочвена. Разве настоящим чудовищем, если на то пошло, был не Виктор?..

Роман Мэри Шелли (который она написала в 19 (!) лет 😱) весьма поучителен. В нем звучит идея, которую позже озвучит в своем романе Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». В даном контексте эта фраза звучит «Мы в ответе за тех, кого создали». Разве не должен был Франкенштейн тщательней обдумать свой замысел, предугадать его последствия? Да, он был молод и полон амбиций, что в конечном итоге привело его к гибели. Он сам виноват во всем, что случилось с ним, его близкими и его творением. 

Созвучно этой идеи звучит мысль о том, что именно мы сами, люди, порождаем зло. Именно мы, а не какой-то там эфимерный дьявол являемся его причиной. Творение Франкенштейна не было ни добрым, ни злым, как не являются ими новорожденные. Он тянулся к добру, к добродетели, к любви, он жаждал дружбы, привязанности, понимания. А взамен встречал лишь страх, ненависть, гонения. Стоит ли удивляться, что в его душе поселилась сначала зависть, а потом злоба, гнев и, наконец, ненависть, в большей степени к его создателю?.. 
«Уроки Феликса и кровавые законы людей научили меня творить зло».
«Я затаил злобу, потому что несчастен. Разве не бегут от меня, разве не ненавидят меня все люди? Ты сам, мой создатель, с радостью растерзал бы меня; пойми это и скажи, почему я должен жалеть человека больше, чем он жалеет меня?»
Кто, как не Виктор Франкенштейн должен был стать его наставником, его другом? Ведь это он его создал! Он был за него в ответе! А он просто отвернулся от своего творения, потому что тот был уродлив. Вместо того, чтобы защитить его, Виктор возненавидел и обрек на одиночество и страдания. И он же выставляет себя жертвой?..
Лично у меня к этому человеку сочувствия не было! Я больше жалела "демона", который пытался влиться в общество, но был гоним отовсюду. Ведь правда, люди боятся того, чего они не понимают. А страх порождает ненависть. И мы даже не пытаемся узнать и понять...

«Почему меня считают единственным виновным, между тем как передо мною виновен весь род людской? Почему вы не осуждаете Феликса, с презрением прогнавшего друга от своих дверей? Почему не возмущаетесь крестьянином, который бросился убивать спасителя своего ребенка? О нет, их вы считаете добродетельными и безупречными! И только меня, одинокого и несчастного, называют чудовищем, гонят, бьют и топчут. Еще и сейчас кровь моя кипит при воспоминании о перенесенных мною обидах».

Сюжет, характеры и заложенные в них идеи безумно понравились, перевод прекрасный, читала с удовольствием, наслаждаясь каждым предложением. Единственное, что может расцениваться как минус (хотя для меня он вообще незначительный), — это то, что в некоторых местах история казалась несколько наивной, идеализированной. Но прочесть однозначно рекомендую 👍

Моя оценка: 10 из 10.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

` «Хлопчик у смугастій піжамі»

` Кожен з нас — це маленький Всесвіт | «Астрофізика для тих, хто цінує час» та «Бог завжди подорожує інкогніто»

` «Не озирайся і мовчи»