` Путь к свободе | «Разрушь, разгадай, зажги меня»
Услышала о трилогии Тахиры Мафи «Разрушь
меня» я довольно давно, но руки до нее все никак не доходили, поэтому прочла только сейчас.
Проблемой многих трилогий, а уж о сериях
книг я вообще молчу, является то, что постепенно они угасают что ли, теряют
свою "свежесть", изюминку, становятся все скучней и
бессодержательней... Трилогия Тахиры Мафи не стала исключением. К сожалению. Но
обо всем по порядку.
Сюжет: Джульетта. Обычная девчонка, которую
насильно держат в закрытой психиатрической клинике. Обычная девчонка с
необычным даром — она умеет убивать прикосновением. Ее считают монстром,
«идеальным оружием». Но как заставить ее работать на спецслужбы? Чтобы манипулировать
Джульеттой, в ее камеру помещают «подсадную утку» — Адама, парня, с которым она
дружила в детстве. Но эти двое никому не позволят их использовать. Они решаются
на отчаянный шаг. На смертельно опасный шаг…
Анотация заинтересовывает. Да, конечно, развитие
сюжета можно немного предугадать в силу жанра young adult, и все же Тахира
удивляла поворотами. Порой случалось то, чего ты никак не ожидал. И это,
безусловно, большой плюс.
Новизна. Сказать, что история
оригинальна и самобытна, не могу. Здесь находим и "Голодные игры"
Сьюзен Коллинз (в принципе, российское издательство на обложке последней книги
даже громко заявляет "Финал трилогии-бестселлера, которую называют новыми
"Голодными играми": главная героиня бросает вызов существующему
правильству + отношения с парнем, которого она знает с детства, но о чувствах
которого не имела ни малейшего понятия. Чем вам не Китнисс Эвердин и Пит Мелларк?). Тут и
"Дивергент": опять же девушка бросает вызов существующему режиму + у
главного героя похожая семейная история + тут даже есть штука с моделированием
реальности, основанная на страхах. А еще "Герои" и "Люди Х"
вместе взятые: люди со способностями, которые не действуют в открытую. А сама
Джульетта сначала напоминает Шельму (Роуг, Анну Марию), к коже которой нельзя
прикасаться, потому что прикосновение вызывает боль и способно убить, а к концу
трилогии все больше становится похожей на Джин Грей...
Повествование. Едва начав первую книгу, я поняла, что влюбилась в авторский стиль.
Настолько потрясающие художественные приемы: оригинальные яркие метафоры,
прекрасные четкие сравнения, необычные эпитеты и т.д. А построение предложений:
рванные, оборванные фразы, местами телеграфный стиль. Бывало, что абзац состоял
из одного предложения или даже слова. Бывало, предложение разрывалось на слова,
каждое из которых стояло с нового абзаца. Порой слова в предложении писались
через дефис. Все для того, чтобы читатель максимально прочувствовал все то, что
испытывала главная героиня: страх, отчаяние, боль, волнение, нехватку воздуха,
или желание побыстрее высказать мысль. А наколько мастерски описывалось
напряжение и сексуальное влечение героев друг к другу... Так эстетично,
тонко... По коже "бежали" мурашки. Я действительно влюбилась в то,
как Тахира описывала внутренний мир Джульетты, все ее переживания, чувства,
эмоции. И что хочу отметить, она не повторялась в описании схожих чувств:
например, "она распадалась на части", "разлеталась",
"раскладывалась на атомы" и т.п.
К тому же, у трилогии довольно интересная
композиция: между 1-ой и 2-ой книгами есть новелла "Уничтожь меня" от
лица Уорнера и между 2-ой и 3-ей книгами новелла "Сломи меня" от лица
Адама. Таким образом, нам раскрываются и другие персонажи помимо Джульетты, мы
имеем возможность заглянуть и в их внутренний мир.
Проблематика. Вот это тоже сильная сторона трилогии. Перед нами предстает умирающая планета.
Это жестокий холодный мир, в котором солнце спрятано где-то за тучами, где эти
самые тучи изменили свой цвет, где истощились природные ресурсы, где деревья
перестали расти, цветы и животные вымерли, птицы больше не летают. Мир, разделенный на
сектора, у каждого из которых есть свой командующий со своей армией. Мир, где у
людей нет свободы передвижения и выбора, которые живут в бараках, предложенных
Оздоровлением (Восстановлением), и каждый своей день проводят в страхе, пытаясь
выжить. Весьма печальное будущее, не так ли? Тахира подчеркивает, что всему
этому виной сами люди, но вместе с тем человечество все равно еще можно спасти,
а мир починить. Порой эти мысли звучат просто по-детски наивными... Как будто
достаточно просто появиться людям со сверхспособностями для того, чтобы все
привести в порядок...
Еще одной глобальной проблемой являются
семейные отношения: между супругами, родителями и детьми, братьями. Воспитания
и его влияния на форирование личности. И еще много чего. Здесь действительно
можно найти очень много интересных стоящих мыслей!
Персонажи. Джульетта поначалу вызывала во мне сочувствие и сострадание. Я
сопереживала ей, разделяла ее боль и ее желания, я понимала ее. Но чем дальше,
тем все меньше сочувствия оставалось. Я все чаще соглашалась с Кенджи, который
постоянно стряхивал ее и напоминал о том, что она не единственная жертва, что
ей пора прекратить жалеть себя и начать думать об остальных. Все чаще начал
проявляться ее эгоизм: по сути, во многих ситуациях она в первую очередь думала
о себе, о своих чувствах и страхах, а не о чьих-то других, но при этом осуждала
этих других или прикрывалась ими.
А потом и вовсе началась вся эта драма с
Адамом, в которую непринужденно вошел и Уорнер. Думаю, Джульетте стоило
задуматься о своих чувствах к обоим еще тогда, когда она легко сдалась и
отказалась от всяких попыток бороться за отношения с Адамом. Она обманывала и
себя и всех остальных. И чесно, мне было жаль обоих парней, потому что ни один
не заслуживал такого отношения к себе!
Адам мне импонировал с первого своего
появления. Но к концу трилогии... с любовной драмой вышел явный перебор. И в
результате Адам из спокойного, сдержанного и рассудительного парня превратился
в какого-то сентиментального психа...
Уорнер. Пожалуй, самый интересный персонаж.
Он тот, кто меняется больше всех на протяжении трилогии. Но если
задуматься, его история все-таки несколько банальна (хотя не буду упрекать, она
сложна) и как-то слишком уж преувеличена. Не верится, чтобы можно было жить в
таком аду и воспринимать все, как должное.
Джеймс слиииишком типичен и как для
10-летнего изображен слишком уж ребенком.
Кенджи прекрасен своими шуточками,
отношением к делу и умением влиять на остальных героев. Но к концу трилогии он,
как и Адам, терял свою целостность и выбивался из своего характера. Плюс,
все-таки хотелось услышать его историю, а то намеки остались без ответа.
Касл и остальные участники "Омеги
пойнт"... Даже не знаю, как сказать. Наверное, я полностью согласна с
Уорнером, который называет их всех идеалистами. Они и вправду очень оторваны от
реальности, но на их примере показана модель общества, которое никогда не
бывает довольно лидером. Таким образом, автор показывает, что любой лидер
является временным: он либо перестает быть лидером и уступает это место кому-то
другом, либо перестает устраивать народ...
Но в общем-то, к концу трилогии характеры
персонажей все больше становятся смазанными и невыдержанными, а некоторые из
героев и вовсе разочаровывают. И я даже не могу сказать, что у меня есть
любимчик...
Растянутость. Назовем это так. Потому как насколько была интересной и завораживающей
первая книга "Разрушь меня", настолько пресной и даже раздражающей
оказалась третья "Зажги меня". Я уже просто хотела поскорей дочитать.
Эта бесконечная любовная драма, которая была иногда вообще не к месту, эти
бесконечные страдания персонажей, это бесконечное "не знаю, что
чувствую"... Вот просто топтались на одном месте или ходили по кругу. И в
результате все развитие пришлось на последние несколько десятков страниц.
Концовка предполагает продолжение. И
продолжение Мафи планируется. Уж не знаю, буду ли читать его. С одной стороны
осталось еще так много дел, которые предстоят героям, но с другой... Если все
это будет таким же, какой была третья книга...
Стоит ли браться за трилогию или нет, решать вам, но я не скажу, что потратила свое время зря :)
Стоит ли браться за трилогию или нет, решать вам, но я не скажу, что потратила свое время зря :)
Закончу отзыв одной из любимых цитат из
последней книги "Зажги меня":
"Слова, они как семена, думается мне, которые сеют в наших
сердцах в самом юном возрасте.
Они растут и
пускают в нас корни, глубоко обосновываясь в наших душах. Хорошие слова хорошо
растут. Они процветают и находят свой дом в наших сердцах. Они выстраивают
стволы вокруг наших позвоночников, укрепляют нас, когда мы чувствуем себя
слабыми. Они крепко держат нас на ногах, когда мы теряем уверенность в себе. А
вот плохие слова и растут плохо. Их стволы отравляют нас и опустошают
изнутри, и в итоге получается, что мы следуем интересам других людей, а не
своим собственным. Мы вынуждены поедать те плоды, которые порождают эти слова,
мы попадаем в плен, застреваем между ветвей, которые они закручивают вокруг
наших шей, они душат нас до смерти, пусть и понемногу, слово за словом".
Моя оценка:
7 из 10.
Комментарии
Отправить комментарий