` Путь к свободе | «Разрушь, разгадай, зажги меня»

 Услышала о трилогии Тахиры Мафи «Разрушь меня» я довольно давно, но руки до нее все никак не доходили, поэтому прочла только сейчас.
Проблемой многих трилогий, а уж о сериях книг я вообще молчу, является то, что постепенно они угасают что ли, теряют свою "свежесть", изюминку, становятся все скучней и бессодержательней... Трилогия Тахиры Мафи не стала исключением. К сожалению. Но обо всем по порядку.

Сюжет:  Джульетта. Обычная девчонка, которую насильно держат в закрытой психиатрической клинике. Обычная девчонка с необычным даром — она умеет убивать прикосновением. Ее считают монстром, «идеальным оружием». Но как заставить ее работать на спецслужбы? Чтобы манипулировать Джульеттой, в ее камеру помещают «подсадную утку» — Адама, парня, с которым она дружила в детстве. Но эти двое никому не позволят их использовать. Они решаются на отчаянный шаг. На смертельно опасный шаг…

Анотация заинтересовывает. Да, конечно, развитие сюжета можно немного предугадать в силу жанра young adult, и все же Тахира удивляла поворотами. Порой случалось то, чего ты никак не ожидал. И это, безусловно, большой плюс. 

Новизна. Сказать, что история оригинальна и самобытна, не могу. Здесь находим и "Голодные игры" Сьюзен Коллинз (в принципе, российское издательство на обложке последней книги даже громко заявляет "Финал трилогии-бестселлера, которую называют новыми "Голодными играми": главная героиня бросает вызов существующему правильству + отношения с парнем, которого она знает с детства, но о чувствах которого не имела ни малейшего понятия. Чем вам не Китнисс Эвердин и Пит Мелларк?). Тут и "Дивергент": опять же девушка бросает вызов существующему режиму + у главного героя похожая семейная история + тут даже есть штука с моделированием реальности, основанная на страхах. А еще "Герои" и "Люди Х" вместе взятые: люди со способностями, которые не действуют в открытую. А сама Джульетта сначала напоминает Шельму (Роуг, Анну Марию), к коже которой нельзя прикасаться, потому что прикосновение вызывает боль и способно убить, а к концу трилогии все больше становится похожей на Джин Грей... 

Повествование. Едва начав первую книгу, я поняла, что влюбилась в авторский стиль. Настолько потрясающие художественные приемы: оригинальные яркие метафоры, прекрасные четкие сравнения, необычные эпитеты и т.д. А построение предложений: рванные, оборванные фразы, местами телеграфный стиль. Бывало, что абзац состоял из одного предложения или даже слова. Бывало, предложение разрывалось на слова, каждое из которых стояло с нового абзаца. Порой слова в предложении писались через дефис. Все для того, чтобы читатель максимально прочувствовал все то, что испытывала главная героиня: страх, отчаяние, боль, волнение, нехватку воздуха, или желание побыстрее высказать мысль. А наколько мастерски описывалось напряжение и сексуальное влечение героев друг к другу... Так эстетично, тонко... По коже "бежали" мурашки. Я действительно влюбилась в то, как Тахира описывала внутренний мир Джульетты, все ее переживания, чувства, эмоции. И что хочу отметить, она не повторялась в описании схожих чувств: например, "она распадалась на части", "разлеталась", "раскладывалась на атомы" и т.п. 
К тому же, у трилогии довольно интересная композиция: между 1-ой и 2-ой книгами есть новелла "Уничтожь меня" от лица Уорнера и между 2-ой и 3-ей книгами новелла "Сломи меня" от лица Адама. Таким образом, нам раскрываются и другие персонажи помимо Джульетты, мы имеем возможность заглянуть и в их внутренний мир.


Проблематика. Вот это тоже сильная сторона трилогии. Перед нами предстает умирающая планета. Это жестокий холодный мир, в котором солнце спрятано где-то за тучами, где эти самые тучи изменили свой цвет, где истощились природные ресурсы, где деревья перестали расти, цветы и животные вымерли, птицы больше не летают. Мир, разделенный на сектора, у каждого из которых есть свой командующий со своей армией. Мир, где у людей нет свободы передвижения и выбора, которые живут в бараках, предложенных Оздоровлением (Восстановлением), и каждый своей день проводят в страхе, пытаясь выжить. Весьма печальное будущее, не так ли? Тахира подчеркивает, что всему этому виной сами люди, но вместе с тем человечество все равно еще можно спасти, а мир починить. Порой эти мысли звучат просто по-детски наивными... Как будто достаточно просто появиться людям со сверхспособностями для того, чтобы все привести в порядок...
Еще одной глобальной проблемой являются семейные отношения: между супругами, родителями и детьми, братьями. Воспитания и его влияния на форирование личности. И еще много чего. Здесь действительно можно найти очень много интересных стоящих мыслей!

Персонажи. Джульетта поначалу вызывала во мне сочувствие и сострадание. Я сопереживала ей, разделяла ее боль и ее желания, я понимала ее. Но чем дальше, тем все меньше сочувствия оставалось. Я все чаще соглашалась с Кенджи, который постоянно стряхивал ее и напоминал о том, что она не единственная жертва, что ей пора прекратить жалеть себя и начать думать об остальных. Все чаще начал проявляться ее эгоизм: по сути, во многих ситуациях она в первую очередь думала о себе, о своих чувствах и страхах, а не о чьих-то других, но при этом осуждала этих других или прикрывалась ими. 
А потом и вовсе началась вся эта драма с Адамом, в которую непринужденно вошел и Уорнер. Думаю, Джульетте стоило задуматься о своих чувствах к обоим еще тогда, когда она легко сдалась и отказалась от всяких попыток бороться за отношения с Адамом. Она обманывала и себя и всех остальных. И чесно, мне было жаль обоих парней, потому что ни один не заслуживал такого отношения к себе! 
Адам мне импонировал с первого своего появления. Но к концу трилогии... с любовной драмой вышел явный перебор. И в результате Адам из спокойного, сдержанного и рассудительного парня превратился в какого-то сентиментального психа...
Уорнер. Пожалуй, самый интересный персонаж. Он тот, кто меняется больше всех на протяжении трилогии. Но если задуматься, его история все-таки несколько банальна (хотя не буду упрекать, она сложна) и как-то слишком уж преувеличена. Не верится, чтобы можно было жить в таком аду и воспринимать все, как должное.
Джеймс слиииишком типичен и как для 10-летнего изображен слишком уж ребенком.
Кенджи прекрасен своими шуточками, отношением к делу и умением влиять на остальных героев. Но к концу трилогии он, как и Адам, терял свою целостность и выбивался из своего характера. Плюс, все-таки хотелось услышать его историю, а то намеки остались без ответа.
Касл и остальные участники "Омеги пойнт"... Даже не знаю, как сказать. Наверное, я полностью согласна с Уорнером, который называет их всех идеалистами. Они и вправду очень оторваны от реальности, но на их примере показана модель общества, которое никогда не бывает довольно лидером. Таким образом, автор показывает, что любой лидер является временным: он либо перестает быть лидером и уступает это место кому-то другом, либо перестает устраивать народ...
Но в общем-то, к концу трилогии характеры персонажей все больше становятся смазанными и невыдержанными, а некоторые из героев и вовсе разочаровывают. И я даже не могу сказать, что у меня есть любимчик... 

Растянутость. Назовем это так. Потому как насколько была интересной и завораживающей первая книга "Разрушь меня", настолько пресной и даже раздражающей оказалась третья "Зажги меня". Я уже просто хотела поскорей дочитать. Эта бесконечная любовная драма, которая была иногда вообще не к месту, эти бесконечные страдания персонажей, это бесконечное "не знаю, что чувствую"... Вот просто топтались на одном месте или ходили по кругу. И в результате все развитие пришлось на последние несколько десятков страниц.
Концовка предполагает продолжение. И продолжение Мафи планируется. Уж не знаю, буду ли читать его. С одной стороны осталось еще так много дел, которые предстоят героям, но с другой... Если все это будет таким же, какой была третья книга...
Стоит ли браться за трилогию или нет, решать вам, но я не скажу, что потратила свое время зря :)

Закончу отзыв одной из любимых цитат из последней книги "Зажги меня":
"Слова, они как семена, думается мне, которые сеют в наших сердцах в самом юном возрасте.
Они растут и пускают в нас корни, глубоко обосновываясь в наших душах. Хорошие слова хорошо растут. Они процветают и находят свой дом в наших сердцах. Они выстраивают стволы вокруг наших позвоночников, укрепляют нас, когда мы чувствуем себя слабыми. Они крепко держат нас на ногах, когда мы теряем уверенность в себе. А вот плохие слова и растут плохо. Их  стволы отравляют нас и опустошают изнутри, и в итоге получается, что мы следуем интересам других людей, а не своим собственным. Мы вынуждены поедать те плоды, которые порождают эти слова, мы попадаем в плен, застреваем между ветвей, которые они закручивают вокруг наших шей, они душат нас до смерти, пусть и понемногу, слово за словом".

Моя оценка: 7 из 10.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

` «Хлопчик у смугастій піжамі»

` Кожен з нас — це маленький Всесвіт | «Астрофізика для тих, хто цінує час» та «Бог завжди подорожує інкогніто»

` «Не озирайся і мовчи»