` В поисках синей птицы...
Ученики
постоянно ропщут на то, что приходится читать скучные, совсем никому не
интересные, произведения, потому что того требует школьная программа. Конечно,
в школе не изучаются модные литературные новинки, которые находятся на слуху и
глазу у подростков, некоторые школьные произведения литературы непонятны
ученикам, потому что возраст возрастом, а развитие и восприятие все равно у
всех индивидуальное. Но даже студенты-филологи не всегда, да что там, большую
часть времени, недовольны книгами, которые приходится читать по программе. А
тем не менее, программные произведения - это порой то, что мы навряд ли бы
когда-нибудь прочитали сами.
Так вот у меня
случилось с бельгийским драматургом Морисом
Метерлинком. Может быть, когда-то я о нем вскользь что-то слышала, но явно
не так много, как о Бернарде Шоу и Генрихе Ибсене. Тем не менее,
университетский курс зарубежной литературы рубежа веков XIX - XX познакомил
меня с этим весьма интересным автором.
Краткие
биографические ведомости:
Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (29 августа 1862)
— бельгийский писатель, драматург и философ.
Лауреат Нобелевской премии по литературе
Метерлинк стал
популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои
этих пьес имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они
живут.
Как сторонник
идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал,
что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие
пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного
театра.
Таким образом,
была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой
задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них
внешние причины человеческого поведения. Соответственно с идеей автора актеры
должны были разговаривать и двигаться, как куклы, показывая, таким образом,
влияние на них внешних сил и судьбы.
Итак, "Синяя птица" - драма-феерия, сказка. (почему-то в голове сразу же
начинает играть "Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего
дня") Здесь, как в
сказке маленьким героям предстоит далекое, долгое и полное испытаний
путешествие в неведомые края за птицей, которую их просит найти для своей
больной внучки...фея; как и в произведении Леси Украинки "Лесная
песня" здесь оживают предметы и стихии (только в "Лесной песне"
действуют мифологические персонажи, а в "Синей птице" это, по сути,
повседневные, привычные для нас предметы).
Действия
начинаются в самую волшебную ночь в году - в Рождественскую. Вспомним, как к
Скруджу из "Рождественской песни в прозе" Ч. Диккенса являлись
призраки, с которыми он путешествовал в свое прошлое, настоящее и будущее не то
во сне, не то наяву. А вот к маленьким Тильтиль и Митиль (брат и сестра)
приходит фея и просит о помощи, в проводники назначая...Душу Света или Душу
Огня, к примеру, и еще нескольких весьма интересных персонажей. И начинаются
невероятные приключения. Куда попадут дети? Что увидят? Что узнают? И найдут ли
то, что ищут? А может, даже больше...
Перед нами
возникает целая фанстасмагория: тут и видения, тут и фантазии, и причудливые
образы. Но это не просто сказка для развлечения. Автор доносит идею о том, как
правильно нужно СМОТРЕТЬ, чтобы ВИДЕТЬ; чтобы темный, ничем не примечательный,
убогий домик стал дворцом, а измученная тяжелым трудом мама, самой прекрасной
из Блаженств; чтобы слышать, о чем говорят вода и огонь, говорить со
светом...
Во время
прочтения этой пьесы я думала о том, как было бы круто издать ее отдельным
красочным, иллюстрированным изданием и читать своим детям :)
Следующее
произведение намного меньше по объему, но не по значимости и по
заинтересованности, которое оно вызывает у читателя. Метерлинк обращается к
извечной философской теме жизни и смерти в свой способ. Пьеса "Непрошенная гостья" состоит не просто в основном из диалогов,
что является характерной чертой драматических произведений, но диалоги это
короткие и меткие, можно сказать, лаконичные. Автору хватает нескольких штрихов
для того, чтобы создать тревожную атмосферу предстоящей беды. Постепенно мы
узнаем, что произошло в доме, а дальше шаг за шагом, ощущение настороженности
растет, растет, растет...одна бусинка на нитке повествование, вторая, третья,
четвертая... и вот уже целое ожерелье, которое уже дает читателю возможность
догадаться, понять, кто же она - эта Непрошенная Гостья. И Нежданная ли?
Опять же
поражает мастерство драматурга так тонко, завуалировано, с помощью видений и
причудливых образов создать такую насыщенную осязаемую даже сквозь страницы
атмосферу.
Благодаря
подготовке к семинарскому занятию я открыла для себя прекрасного автора,
произведения которого не так широко известны, как "Мастер и
Маргарита" или "Над пропастью во ржи", но по-моему мнению,
достойны быть таковыми и точно стоят прочтения.
Надеюсь, что
смогла заинтересовать ;)
Я то точно
обязательно прочту еще его "Слепых".
Моя оценка 10
из 10.
Хотелось бы дополнить. У пьесы "Синяя птица" есть ещё и продолжение (о подросшем Тильтиле) "Обручение". Очень хорошее произведение.
ОтветитьУдалить