` В поисках синей птицы...

Ученики постоянно ропщут на то, что приходится читать скучные, совсем никому не интересные, произведения, потому что того требует школьная программа. Конечно, в школе не изучаются модные литературные новинки, которые находятся на слуху и глазу у подростков, некоторые школьные произведения литературы непонятны ученикам, потому что возраст возрастом, а развитие и восприятие все равно у всех индивидуальное. Но даже студенты-филологи не всегда, да что там, большую часть времени, недовольны книгами, которые приходится читать по программе. А тем не менее, программные произведения - это порой то, что мы навряд ли бы когда-нибудь прочитали сами.


Так вот у меня случилось с бельгийским драматургом Морисом Метерлинком. Может быть, когда-то я о нем вскользь что-то слышала, но явно не так много, как о Бернарде Шоу и Генрихе Ибсене. Тем не менее, университетский курс зарубежной литературы рубежа веков XIX - XX познакомил меня с этим весьма интересным автором. 
Краткие биографические ведомости:
Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (29 августа 1862) — бельгийский писатель, драматург  и философ. Лауреат Нобелевской премии по литературе Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.
Как сторонник идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра.

Таким образом, была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них внешние причины человеческого поведения. Соответственно с идеей автора актеры должны были разговаривать и двигаться, как куклы, показывая, таким образом, влияние на них внешних сил и судьбы.


Итак, "Синяя птица" - драма-феерия, сказка. (почему-то в голове сразу же начинает играть "Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня") Здесь, как в сказке маленьким героям предстоит далекое, долгое и полное испытаний путешествие в неведомые края за птицей, которую их просит найти для своей больной внучки...фея; как и в произведении Леси Украинки "Лесная песня" здесь оживают предметы и стихии (только в "Лесной песне" действуют мифологические персонажи, а в "Синей птице" это, по сути, повседневные, привычные для нас предметы). 
Действия начинаются в самую волшебную ночь в году - в Рождественскую. Вспомним, как к Скруджу из "Рождественской песни в прозе" Ч. Диккенса являлись призраки, с которыми он путешествовал в свое прошлое, настоящее и будущее не то во сне, не то наяву. А вот к маленьким Тильтиль и Митиль (брат и сестра) приходит фея и просит о помощи, в проводники назначая...Душу Света или Душу Огня, к примеру, и еще нескольких весьма интересных персонажей. И начинаются невероятные приключения. Куда попадут дети? Что увидят? Что узнают? И найдут ли то, что ищут? А может, даже больше...
Перед нами возникает целая фанстасмагория: тут и видения, тут и фантазии, и причудливые образы. Но это не просто сказка для развлечения. Автор доносит идею о том, как правильно нужно СМОТРЕТЬ, чтобы ВИДЕТЬ; чтобы темный, ничем не примечательный, убогий домик стал дворцом, а измученная тяжелым трудом мама, самой прекрасной из Блаженств; чтобы слышать, о чем говорят вода и огонь, говорить со светом... 
Во время прочтения этой пьесы я думала о том, как было бы круто издать ее отдельным красочным, иллюстрированным изданием и читать своим детям :)

Следующее произведение намного меньше по объему, но не по значимости и по заинтересованности, которое оно вызывает у читателя. Метерлинк обращается к извечной философской теме жизни и смерти в свой способ. Пьеса "Непрошенная гостья" состоит не просто в основном из диалогов, что является характерной чертой драматических произведений, но диалоги это короткие и меткие, можно сказать, лаконичные. Автору хватает нескольких штрихов для того, чтобы создать тревожную атмосферу предстоящей беды. Постепенно мы узнаем, что произошло в доме, а дальше шаг за шагом, ощущение настороженности растет, растет, растет...одна бусинка на нитке повествование, вторая, третья, четвертая... и вот уже целое ожерелье, которое уже дает читателю возможность догадаться, понять, кто же она - эта Непрошенная Гостья. И Нежданная ли? 
Опять же поражает мастерство драматурга так тонко, завуалировано, с помощью видений и причудливых образов создать такую насыщенную осязаемую даже сквозь страницы атмосферу. 

Благодаря подготовке к семинарскому занятию я открыла для себя прекрасного автора, произведения которого не так широко известны, как "Мастер и Маргарита" или "Над пропастью во ржи", но по-моему мнению, достойны быть таковыми и точно стоят прочтения.
Надеюсь, что смогла заинтересовать ;)
Я то точно обязательно прочту еще его "Слепых".

Моя оценка 10 из 10.




Комментарии

  1. Хотелось бы дополнить. У пьесы "Синяя птица" есть ещё и продолжение (о подросшем Тильтиле) "Обручение". Очень хорошее произведение.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

` «Хлопчик у смугастій піжамі»

` Кожен з нас — це маленький Всесвіт | «Астрофізика для тих, хто цінує час» та «Бог завжди подорожує інкогніто»

` «Не озирайся і мовчи»